Рейтинг@Mail.ru

Network Performance Monitoring (NPM) and Diagnostics | Application Performance
Monitoring (APM) | Application-Aware Network Performance Monitoring (AA NPM)|
Network Fault Management

SaaS сервисы: плюсы и минусы

SaaS сервисы: плюсы и минусы

Успешный бизнес любит активных людей. Активные люди не требуют отдельного кабинета в офисе и постоянно общаются с клиентами, поэтому могут работать в любом месте – в аэропорту, кафе, бизнес центре и т.д. До 60% пользователей Интернет – это уже мобильные пользователи, которым необходим доступ к различным ресурсам из любой точки. Модель использования приложений в формате интернет сервисов (Software as a Service) становится все более популярной и позволяет работать удаленно. Идеология SaaS заключается в размещении серверов с набором необходимого программного обеспечения в недрах облачного провайдера.

Достоинства SaaS сервисов

Активное использование SaaS открывает новые горизонты для корпоративных пользователей, и бизнес получает несомненные преимущества:

  • короткие сроки внедрения новых современных приложений;

  • доступность своевременных обновлений и новых версий;

  • поддержка активных бизнес пользователей в любом месте;

  • невысокие требования к мощности ПК пользователя;

  • низкая стоимость владения приложением.

Эксперты предсказывают дальнейший рост объемов рынка SaaS и к 2016 году он должен вырасти еще на 21% по сравнению с текущим годом, и в абсолютных цифрах достигнет объема в 106 миллиардов долларов (журнал Forbes, январь 2015). По данным аналитиков из Gartner, доходы от сервисов в формате SaaS, будут стабильно расти, особенно в областях, где бизнес-процессы носят унифицированный и несложный характер. По мнению экспертов, количество внедрений приложений в собственных центрах обработки данных сократятся на 16% к 2017 году (Report: More Firms Use SaaS for Mission Critical Apps, www.datacenterknowledge.com, ноябрь 2014).

Рынок SaaS активно развивается, в том числе и в России и основные игроки рынка продолжают расти на 40-60% и не замечают кризиса. Однако собственно публичные облака в России пока так и не «взлетели» – в основном речь идет о проектах частных облаков в крупных компаниях. К сожалению, средний и малый бизнес, который во всем мире является основным заказчиком SaaS, так и не стал сильной стороной российской экономики. С рейтингом Топ-25 провайдеров SaaS услуг по итогам 2014 года можно ознакомиться здесь (CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2014).

Находясь в командировке или общаясь с клиентом на выезде всегда удобно иметь доступ к складу, приложениям 1С, почте, корпоративной CRM (контакты, обновление статусов проектов и т.д.) Это позволит эффективно общаться с клиентами и решать практически все вопросы, а по возвращении в отель иметь время для отдыха или подготовке новых встреч. У себя в компании мы активно используем такие сервисы как виртуальный рабочий стол, корпоративная почта, CRM, корпоративный портал, а также личных кабинет для всех наших клиентов.

Минусы SaaS-сервисов

Но закон сохранения энергии никто не изменял и если кому-то хорошо, то обязательно есть кто-то, кто испытывает дискомфорт от новых инноваций. И это ИТ-специалисты, которые не имеют возможностей для контроля качества сервиса, который предоставляет SaaS провайдер. Обычные корпоративная ИТ-инфраструктура строится по принципу - серверная (или Центр Обработки Данных) и много пользователей, которые обращаются к консолидированным в ЦОД сервисам. Понятно кто, за что отвечает и кто должен устранять все проблемы в корпоративной инфраструктуре, конечно, это собственная ИТ-служба. При росте мобильных пользователей и более широком использовании SaaS привычная граница между корпоративной ИТ-инфраструктурой и предоставляемым сервисам стирается. Часть ресурсов оказываются за пределами ИТ-инфраструктуры компании и контроля ИТ-специалистов.

Что умеют SaaS сервисы?

При обращении в Help Desk пользователь не вникает, с чем связана проблема с работой собственного сервиса или каналом связи до SaaS провайдера или серверами у SaaS провайдера. Для него важна производительность, надежность подключения и доступность сервисов для решения его текущей задачи. Поэтому задача обеспечения высокой производительности работы приложений и сервисов остается актуальной и ИТ-специалисты не могут сказать, что медленная работа или недоступность SaaS приложений это не их проблема. Снижение производительности сервиса может быть связано с таким большим количеством различных факторов, что сложно понять, на чем нужно сконцентрировать внимание и как решить проблему:

  • Центр Обработки Данных? Когда пользователи жалуются на низкую производительность приложения и у клиента есть ЦОД, то все взоры устремляются в него. Анализируется статистика с серверов, активного сетевого оборудования, систем для анализа производительности сети или приложений. Просматриваются логи баз данных.

  • Удаленные пользователи и офисы? Следующий вопрос все ли страдают от низкой производительности сервиса. Проверяются настройки активного сетевого оборудования, загрузка и использование (чем забиты) каналы связи.

  • Провайдер? Проверка корректности настроек, внесения изменений в приоритеты трафика, проверка пропускной способности канала связи, задержек, потерь в каналах связи. Проверка балансировщиков нагрузки. Проверка изменений в маршрутах по доставке трафика в ЦОД. Звонок провайдеру и получение ответа — Все хорошо и работает штатно.

  • SaaS провайдер? Связаться уточнить есть ли проблемы, проверить статистику, но в большинстве случаем она носит общий характер и редко удается получить ответ о реальности проблемы на их стороне. И, конечно, что происходит у SaaS провайдера, так же загадка для собственных ИТ-специалистов.

Если у ИТ-специалистов отсутствуют инструменты для контроля провайдеров, то 50% задействованной инфраструктуры при предоставлении сервиса остаются без внимания и ИТ-специалисты не могут эффективно и быстро решать проблемы. Статистика, которую предоставляют SaaS провайдеры, носит поверхностный характер и не структурирована по типам сервисов или серверов, поэтому не может помочь в решении задачи. Для общения с SaaS провайдерами и провайдерами каналов связи ИТ-службам необходимы новые инструменты, которые могут являться частью общей системы по анализу производительности приложений и сервисов и на основании которых можно вести конструктивный диалог с поддержкой провайдера.

Как контролировать SaaS провайдера?

На данный момент на рынке присутствует всего несколько игроков, которые предлагают решения для контроля SaaS на основе платного сервиса – это AppDynamics, New Relic, AppNeta, Fluke Networks, ThousandEye, Exoprise. Пользователи данных сервисов могут осуществлять контроль услуг, которые находятся за пределами их зоны ответственности. Большинство систем используют удаленные аппаратные и программные зонды, которые позволяют осуществить сквозной мониторинг в реальном масштабе времени до облака и обратно. Компания AppDynamics установила зонды более чем в 23 центрах обработки данных SaaS провайдеров по всему миру. Компания Fluke Networks установила глобальные зонды в девяти ЦОД у всех ключевых SaaS провайдеров по всему миру.

Контроль SaaS сервисов и провайдеров

В отличие от других игроков, компания Fluke Networks пошла чуть дальше и кроме производительности приложений добавила возможности для контроля каналов связи, а также и Voice over IP. Поэтому ИТ-специалисты имеют возможность:

  • контролировать end-to-end доступность и производительность каналов связи в реальном времени;

  • получать уведомления и устанавливать пороговые значения, чтобы проактивно получать уведомления о снижении качества облачных сервисов;

  • быстро локализовать проблему и подключать технические службы провайдеров для устранения проблем на их стороне;

  • предоставлять достоверную статистику и отчеты о производительности SaaS и Telecom провайдеров.

Традиционные системы мониторинга производительности сети и приложений строились для использования внутри корпоративной сети, но бизнес платит за сервисы как услуга и должен иметь возможность контролировать качество этих сервисов.

Мониторинг производительности SaaS

Ни для кого не секрет, что многие провайдеры, пытаясь сократить издержки, перешли на аутсорсинг эксплуатации каналов связи и качество существенно ухудшилось. SaaS провайдер может находится за океаном и его контроль это отдельная задача, поэтому независимо от того, чем пользуется компания, она должна иметь средства для контроля за соблюдением SLA по разным типам сервиса — каналы между удаленными офисами, сеть до облака, Voice over IP (VoIP), SaaS приложения.

На рынке появляются новые решения, которые отвечают современным потребностям ИТ-специалистам и позволяют поставить под контроль производительность сервисов, которые находятся за пределами обычной корпоративной сети, но используются для работы сотрудниками компании. Мы установили у себя распределённую систему от Fluke Networks, и в последующих обзорах будем делиться нашими успехами в разрешении проблем в работе сети и облачных сервисов, которыми мы активно пользуемся.

См. также:

Рейтинг@Mail.ru © 2017 NetworkGuru.ru Использование материалов сайта без согласования запрещено!